Форум » Временно в доступе » Настала тьма по всей земле (к статье "О пасхе 2013 года") » Ответить

Настала тьма по всей земле (к статье "О пасхе 2013 года")

Роман Ермаков: Евангелие Господне свидетельствует: [quote]От шестагоже часа, тма бысть по всей земли, до часа девятаго. (Мф 27, ОБ) В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. (Мк 15:33, Син) И померче солнце, и завеса церковнаа раздрася посреде. (Лк 23, ОБ) И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. (Лк 23:45, Син)[/quote]

Ответов - 24, стр: 1 2 All

Роман Ермаков: Согласуется ли с этим расхожее воззрение о том, что Христос был распят в один из первых дней иудейского пейсаха (или накануне первого дня)? Утверждали и продолжаем утверждать: — НЕТ!

Роман Ермаков: Ибо в Евангелии речь идет о солнечном затмении. ("И померкло солнце"). А иудейская семидневная пасха должна начинаться в 14-й день первого месяца нисана, когда на небе бывает ПОЛНОЛУНИЕ. Но любому, кто наблюдал полнолуние, очевидна абсолютная невозможность затмения солнца в это время.

Роман Ермаков: При таком затмении луна расположена между солнцем и землею. Человек стоит лицом к обоим светилам. И солнце позволяет ему наблюдать движущийся контур лунного диска, подсвечивая "обратную" сторону луны. Луны, закрывающей от него самое солнце. Во время же полнолуния солнце и луна оказываются по разные стороны от земли. И попасть оба в обозримый горизонт смотрящего просто не могут! Полная луна становится видна благодаря солнечным лучам, освещающим всю ее видимую часть как бы "из-за спины" наблюдателя.


Роман Ермаков: О том, что Спаситель не был распят на неделе иудейского пейсаха, но спустя две недели после Его ареста, т.е. в новолуние, мы писали ранее. (См. А. Ю. Рябцев. "О Пасхе 2013 года"). Приводились убедительные доказательства, основанные на различных Новозаветных текстах, в том числе таких как "Деяния Святыя Троицы" ("Евангелие от Никодима"). Тогда, во избежание кривотолков, мы не рассматривали природу тьмы страстной пятницы. Данный обзор опирается на другую группу источников, открывающих направление исследований, способное, на наш взгляд, приблизить соискателя к труднодостижимой истине. Тем более, что все наши попытки избежать кривотолков так или иначе оказались провальными...

Роман Ермаков: Итак, мы предлагаем рассмотреть древнюю иконографическую христианскую традицию. Ибо, как помыслил в своем богословском трактате св. Анастасий Синаит: зачастую икона обладает силой выражать веру полнее, чем слова всех отцов Церкви. Детали изображения — нетленные доказательства, способные низложить любую ересь. ("Одигос").

Роман Ермаков: Древнейшую среди сохранившихся византийских икон Распятия датируют VII веком. Это образ из монастыря св. Екатерины на Синае: Иконографический тип изображает Христа в колобиуме (длинной рубахе без рукавов). Глаза умершего Христа закрыты. Но все в образе создает впечатление присутствия Св. Духа.

Роман Ермаков: В левом верхнем углу показано лучистое светящееся солнце. Правая часть иконы, где традиционно изображалась луна, к сожалению, повреждена (случайно или нет — вопрос отдельный). Это дает возможность нечистым на руку "теологам" перетолковывать смысл, опираясь на позднейшее понимание. При этом за основу берутся изографические типы, далекие от изначальной традиции. Они воплощают зыбкий мировоззренческий посыл.

Роман Ермаков: Так, по мнению нынешних толкователей, выписанные на черном фоне небесные светила, подчеркивают масштаб искупительной жертвы казненного Христа, ранами Которого человечество исцелилось от греха. Распятие для них — космический акт амнистирования, обладающий непреходящим вселенским значением. Его являют Голгофские события, носящие характер ритуального заклания вневременного астрального уровня.

Роман Ермаков: Согласиться с этим трудно. И не только из-за богословских воззрений нашей артели, не приемлющей любую из существующих "теорий искупления". Но и по другим причинам. Рассмотрим еще несколько икон, восходящих к данному протографу (от др.-греч. πρώτος — «первый» + γράφω — «пишу»).

Роман Ермаков: Византийской ставротеке Честного Креста принадлежит Распятие из "Метрополитен-музея", возводимое к 880 году: В верхней части образа запечатлены близко расположенные друг к другу(!) солнце и луна (слева — направо).

Роман Ермаков: Исповедующие теорию жертвы в ее "космической версии", толкуют серп, как некое условное изображение ("символ луны"). В позднейших вариантах Распятия появляется даже наводящая на единственно "правильное" понимание надпись: "луна". Но каким образом тонкий серпик месяца может олицетворять собой полнолуние?

Роман Ермаков: Натяжка налицо. С учетом того, что тьма над землей воцарилась в полдень ("с часа шестого"), мы вправе усомниться в такой трактовке. Более объемное и сложное смысловое наполнение образа следующее: оба объекта – это динамическое изображение последований солнечного затмения! (Слева – светящееся солнце, справа – солнце, которое закрывает луна).

Роман Ермаков: Смысловую многослойность образу придает гениальное, на наш взгляд, решение древних художников совместить изображение затмения с символикой новолуния. Ведь затмение наблюдается только в новолуние. Можно сказать, что мастера создали своеобразную "лигатуру" языка иконографии (лат. ligatura — связка двух и более графем). Она вобрала в себя оба сюжета: последовательно закрывающую солнце луну и тонкий серпик новомесячия! Гипотеза подтверждается иконографической традицией "покадрового" изображения подвижных сцен на статическом пространстве полотна. Данный художественный прием был в прошлом распространен, и к нему часто прибегали мастера различных направлений. Достаточно вспомнить такие иконы, как "Усечение главы Иоанна Предотечи" и другие, на которых запечатлены сразу несколько последовательных событий. Яркая иллюстрация подобных техник — произведение ранней металлопластики X в. Константинопольской школы. Это Распятие Христово с предстоящими и св. апостолами Петром и Павлом. Складень находится в Италии (Monopoli), в Музее Кафедрального Собора (Museo Diocesano di Monopoli). На нем поочередно представлены фазы произошедшего во время казни затмения: Слева вверху располагается сияющее солнце, а справа луна, покрывшая его диск. При увеличении масштаба оригинала четко различим тонкий ("молодой") серпик, обрамляющий правую нижнюю часть "лигатуры затмения/новолуния": Заметим, что центральная фаза полного солнечного затмения показана здесь лучами. Это явление астрономы называют "короною". Из-за возникающего ореола диаметр солнца как бы увеличивается, и это хорошо видно на складне. Таким образом, на иконе изображено событие, произошедшее естественным способом. В деталях композиции последовательно (и довольно точно!) отражены фазы реального астрономического явления, в чем может убедиться каждый. Верующих же, что свидетели происходящего увидели на небе два солнца, разубеждать не станем...

Роман Ермаков: Солнечное затмение, бывшее во время распятия Христа, присутствует и на изображениях древнейших памятников первохристианского искусства, к которым относятся "Ампулы Монцы". Это металлические или глиняные фляжки, исстари употребляемые паломниками и пилигримами. Значительное их число хранится в Монце (церковь св. Иоанна). Наследие относят к периоду лонгбардской королевы Теодалинды. Внешние стенки "ампул" изобилуют изображениями вероисповедального характера, в основном сценами Евангельских событий. Ампула из книги С.И. Быстрова "Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности". Барнаул, 2001 г. С. 44: Представлено динамическое изображение затмения. Последовательно показаны лучистое солнце (слева), и одна из фаз его затмения луной (справа). Тонкий серпик неомении (др.-греч. νέα μήνη — новая Луна) лаконично включен в "лигатуру затмения/новолуния".

Роман Ермаков: К группе более поздних работ, развивающих традицию подвижного изображения солнечного затмения, относится и Распятие из европейского "Сакраментария Карла Лысого". Манускрипт эпохи Каролингов IX в. хранится в Национальной Библиотеке Франции: Затмение снова изображено в динамике. Показаны последовательные события. Слева — красное (сияющее) солнце. Справа — движущаяся по его диску луна. Тонкий серпик молодого месяца обрамляет "лигатуру затмения/новолуния": Важен и серый, пепельный цвет правой части рассматриваемой детали этой книжной миниатюры. Дело в том, что когда луна закрывает солнце наполовину, сперва постепенно, затем быстрее и быстрее, то лазурность неба заметно тускнеет. Свет на земле начинает убывать. По прошествии следующих минут пейзаж приобретает цвет холодной серой стали.



полная версия страницы